Непобедимые



"Когда ты лежишь в своей кроватке
и слышишь лай собак в далеких полях,
спрячься под одеяло
и не пытайся представить себе,
Что там происходит.
Они одержимы
ненасытной жаждой бесконечности,
как ты, как я, как все смертные
с бледными и удлиненными лицами.
А впрочем, подойди к окну
и понаблюдай за этим спектаклем,
в нем есть особая утонченность".

Первая «Песня Мальдорора», фрагмент №8.

ЛОТРЕАМОН



Ужас, ненависть, ярость. Эти понятия были ключевыми для воинов прошлого. В современной воинской практике они утратили свой смысл и значимость. Может из-за изменения характера войн, может из-за утери традиций. И, что бы дать оценку дню настоящему, было бы полезно обратиться к временам давно минувшим.

О воинах, чьи боевые качества выходили далеко за рамки человеческих возможностей, существуют упоминания практически у всех народов. Где-то в мифах, сказках, а где-то в реальных исторических источниках. Все они похожи между собой упоминанием силы духов, с помощью которой герой побеждал врага. В существование подобных духов кто-то способен поверить, кто-то нет. Существует множество вполне разумных объяснений несокрушимой мощи наших предков, но все они настолько перегружены терминами и неологизмами, что разобраться в них простому человеку не представляется возможным. Хотя на самом деле не всё так сложно. Как говорили римляне: SAPIENTI SAT.

Одно из самых таинственных и загадочных явлений прошлого – скандинавский берсеркер. К сожалению, до наших времён дошли лишь жалкие обрывки знаний о них. Тем не менее, то, что известно на сегодняшний день дает общее представление об этом феномене.

Север как холодный и суровый край является символом силы, а это непременное качество воина. В силу этого получили развитие и всевозможные воинские культы и практики, основанные как на физических принципах, так и на духовных. К последним относилось изменение сознания, искажение оценок реальности. Известно, что достичь этой цели можно двумя способами. Их можно классифицировать как естественный и спровоцированный.

Естественный путь, путь к «пустоте» детально разработан и широко применяется в восточных школах. Согласно ему идеальный воин «покоен, как тишина; холоден, как зеркало; текуч, как вода; отзывчив, как эхо…». Другими словами он должен быть вне эмоций, стать «пустым», прозрачным, слиться с миром. Находясь в этом состоянии, человек фактически отключает сознание, переходя на уровень инстинктов и выработанных катами рефлексов, что давало немалое преимущество перед противником.

Спровоцированный способ является полной противоположностью естественному. Воин так же переходит на уровень инстинктов, но с помощью страха. Страх – один из основных инструментов эволюции. Он не является лишним чувством, так как сигнализирует человеку об опасности. Это ещё не боль, не смерть, это просто сигнал. Страх может быть вреден и опасен в том случае, если не ясна его природа. Важно понять, что, отвлекаясь на страх, человек теряет время и становится всё ближе к той опасности, которую ему подсказывает инстинкт самосохранения. Естественно, страх победить нельзя, его можно пропустить мимо себя. Об этом же упоминает К. Кастанеда в «Учении дона Хуана». Однако страх является и программой запуска агрессивности, направленной на уничтожение причин беспокойства. Примеры этого очень распространены в животном мире. Особенно это касается хищников.

«Berserker» можно перевести, как «медвежья шкура», или «в медвежьей шкуре». Вообще любой воинский культ любого народа и любого времени всегда имеет своим символом какое-нибудь животное, начиная от древневосточного удан-пай и заканчивая названиями современных силовых подразделений. В берсеркерстве культ медведя играл определяющую роль. В некоторых источниках упоминается о полном подражании воинов своему тотемному зверю, от движений до образа жизни в целом. Но подражанием не сделаешь себя неуязвимым. И необходим быстрый и эффективный способ инициации (запуска) звериной – читай «природной» программы самосохранения.

Как уже говорилось, лучшим источником агрессии может выступать страх. Но страх, как любое ощущение, может со временем притупляться. Поэтому человек должен иметь неиссякаемый источник страха. Где такой можно найти? В себе. Внутренний мир человека безграничен так же, как и Вселенная. Но человек по своей природе далёк от самого себя по многим причинам. И самоизучение требует немалого труда и времени, которого у многих из-за частых набегов воинствующих соседей просто не было.

Как один из способов быстрого достижения транса часто использовались вино, галюциногенные растения, элементы гипноза.Делалось это с единственной целью - довести человека до состояния, близкого к белой горячке, когда реальность воспринимается иначе, через призму субъективности. Обычное, воспринимается как новое, неизвестное. По своей природе всё живое на земле боится неизвестности. И рождается страх. Причём страх такой силы, которая способна и вовсе смять и уничтожить разум. Ганс Зиверс в своей статье «Метафизическое буйство Арийского медведя» упоминает о нём, как о «страхе Божьем» или «Гневе Божьем». Погружаясь в него воин понимал несовершенство всего: мира, себя. Всё казалось несоизмеримо ничтожным в сравнении с этим первобытным ужасом. И тогда возникала ненависть. Ненависть, направленная на сам факт ущербности, несовершенства мира, его ограниченности. Ненависть к своей жизни, к самому себе (как части этого ущербного мира), к этому страху, к смерти, как к пределу, который стоит на пути освобождения от этого мира.

Необходимо ещё раз указать на то, что такие методы использовались далеко не везде.

Как же приобретённые такой ценой навыки помогали воину в реальном бою?

Существуют три основных вида памяти: ассоциативная (образная), рефлекторная (двигательная) и сенсуальная (память ощущений). Если первые две работают в «автоматическом» режиме, то последняя – как правило управляема. Достаточно вспомнить что-нибудь, связанное с ощущениями, как они на какой-то миг вернутся. Ощущения не всегда бывают приятными. Психика же человека устроена так, что чем менее приятно воспоминание, тем дольше момент его повторного, восстановленного переживания.

Берсеркеры, как правило, шли в авангарде, поэтому первые видели врага, и организм их естественным образом начинал вырабатывать немалое количество адреналина. Поскольку все три вида памяти очень тесно связаны между собой функционально, воин, прошедший «спуск в ад», мгновенно получал полную картину того страха, который он пережил ранее. И, понимая, что причина страха – враг (как инициатор памяти), берсеркер старался эту причину устранить. Впадая в ярость, психологические истоки которой описывались выше, воин был способен «выпустить» свой страх. Выпустить его на врага, или на что-либо ещё - на животных, предметы, на всё, что подвернётся под руку. Известно, что в период расцвета культа медведя берсеркеры жили отдельно от основного поселения на почтительном расстоянии, в огороженном высоким частоколом участке. Считается, что делалось это потому, что в период мирной жизни бесеркеры были опасны для своей же деревни. В то же время их считали воинами Одина, людьми более близкими к гневному божеству, что оправдывало их поведение. По сути же своей это были люди с навсегда изменённой психикой.

В экстремальной ситуации берсеркер просто отключал своё сознание. Реальность в нём искажалась настолько, что он психически трансформировался в другое существо. При этом менялось пространство вокруг него самого на уровне изменения магнитного поля. Всё, что колеблется, излучает электромагнитные волны. Нейроны человеческого мозга и нервные узлы тоже. Чем сильнее психическое возбуждение, тем интенсивнее магнитное излучение. Когда в область такого электромагнитного поля попадает объект с меньшим радиусом и меньшей силой своего поля, под действием внешнего излучения изменяется его собственное. Человеческий организм устроен как автономная и саморегулирующаяся система. При изменении своего магнитного поля он начинает в авральном режиме восстанавливать его прежние параметры. При продолжительном внешнем воздействии и ответном сопротивлении наступает нервное истощение - потеря сил и невозможность сопротивления на физическом уровне, что давало берсеркеру огромное превосходство. Превращаясь в «зверя», как правило, будучи одетым в шкуру медведя (иногда даже на голое тело), он подавлял разум противника и вселял в него ужас одним своим видом. Это было своеобразным гипнотизированием врага.

Далее по цепочке - от памяти сенсуальной (чувство) через память ассоциативную (образ) к памяти рефлекторной (реакции). Берсеркер не думал о том, как нанести удар, как парировать атаку или увернуться – в нём работала память его тела. Его реакция освобождалась от посредника – сознания. Оставались лишь нерв и рефлекс (условный или безусловный -значения не имеет). Это была универсальная машина для убийства, которую ничто не могло остановить. Сохранилась летопись одного похода римлян на север, в которой упоминаются «варвары, одетые в шкуры медведя». Далее следует рассказ о том, как полтора десятка этих варваров в считанные минуты в буквальном смысле порвали на куски более сотни римских хорошо вооружённых и обученных легионеров. И когда они закончили с ними – бросились друг на друга.

Гнев Одина страшен. Такую психическую и физическую нагрузку выдерживали далеко не все. Некоторые умирали тут же, на поле битвы, когда «программа разрушения» была выполнена, либо от потери крови (в бою, в трансе они не замечали ранений), либо от нервного истощения. Те, кто был покрепче - очень много спали, поскольку организм требовал восстановления и отдыха. Приходило время, и они умирали от остановки сердца. Но и в том, и в другом случае они умирали сами. Убить же берсеркера было практически невозможно. Если только суметь подобраться к нему спящему.

Традиции берсеркерства теряются где-то в IX-X веках. Поклоняясь уже не только медведю, но и чёрному быку, они превратились в изгнанников.После попыток самостоятельного существования как отдельных племен они исчезли.


На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz